Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявила, что анонсированное Россией добровольное сокращение добычи нефти в марте 2023 г. на 500 тыс. барр./сутки на самом деле было вынужденным шагом из-за отсутствия собственных технологий.
Признаков того, что западные санкции или уход из России некоторых крупных западных компаний принесли прямой вред операциям по разведке и добыче нефти, на данный момент немного. Это также позволяет объяснить восстановление объемов добычи нефти в России во 2м полугодии 2022 г., даже несмотря на введение дополнительных ограничений на ее экспорт.
Согласно данным Института нефтяной геологии и геофизики им. А.А. Трофимука, объем эксплуатационного бурения в России и число введенных в эксплуатацию нефтяных скважин в России в 2022 г. заметно выросли. Cовокупный объем проходки в эксплуатационном бурении в России в 2022 г. составил 28,4 тыс. км, что на 8,8% больше по сравнению с 2021 г. и является самым высоким показателем более чем за 10 лет. Число введенных в эксплуатацию скважин выросло на 6,8% и превысило 7,8 тыс, при этом большинство ключевых нефтяных компаний превысили показатели 2021 г.
Россия смогла нарастить объемы бурения скважин в условиях санкционного давления за счет 3 ключевых факторов:
- на крупные зарубежные компании в 2021 г. приходилось всего лишь 15% нефтесервисного сегмента в России;
- основную часть этого рынка занимают российские компании, в частности, собственные подразделения Роснефти, Сургутнефтегаза и Газпрома, поэтому уход нескольких западных нефтесервисных предприятий из России не оказал критического влияния на объемы бурения;
- 2 крупные нефтесервисные компании — Halliburton и Baker Hughes — продали российские активы локальному менеджменту.
А проблема нехватки западного высокотехнологичного оборудования решается в т.ч. за счет серого импорта через дружественные государства.